"Золотые" правила оформления детской комнаты
Если у ребенка есть своя комната, она становится его личной зоной комфорта, задача взрослых – обеспечить ощущение безопасности и предусмотреть некоторые нюансы. Для полноценного развития это пространство как минимум должно отвечать возрастным запросам ребенка и удовлетворяло основные его физические потребности.
1. Зонирование имеет большое значение
Разделение на несколько зон не только позволяет рационально использовать помещение, но и приобщает малыша к дисциплине с самого раннего возраста. Согласно данному принципу, комната делится на три главных сегмента – место для сна и отдыха, рабочее пространство, игровая. Причем последняя зона изначально должна быть самой большой и уменьшаться по мере роста.
2. Организация доступной безопасной среды
Что это значит? Так называемая «доступная среда» на языке педагогов обозначает удобное и безопасное пространство. Все потенциально опасные, хрупкие, острые предметы находятся вне зоны досягаемости до определенного возраста и даются в руки только под присмотром взрослых. К таким предметам относятся: канцелярские предметы, пластилин, мелкие пуговицы и игрушки, до которых ребенок еще «не дорос». Окна оснащены замками, двери невозможно запереть изнутри.
3. Рациональный выбор мебели
Велик соблазн обставить детскую комнату самыми дорогими и качественными предметами мебели, но это не всегда целесообразно. Тому есть причины. Первая из них – малыши очень быстро вырастают, меняются их потребности и даже самая прекрасная кроватка через два-три года может стать неудобной. Вторая причина – дети изучают окружающий мир и видоизменяют его.
Многим из родителей знакома ситуация с разрисованными шкафами и поцарапанными столами. Даже если запрещать портить вещи, дети все равно это будут делать в силу своих возрастных особенностей. Поэтому лучше подобрать добротную, красивую, но не слишком дорогую мебель и отложить покупку роскошной обстановки до подросткового возраста.
4. Соответствие обстановки возрастным запросам
Все, что находится в детской комнате, должно быть удобно в первую очередь для ее обитателя. Для дошкольника не подойдет обычный письменный стол, а первокласснику будет неудобно заниматься за маленьким детским столиком. Это же относится к шкафам, стеллажам и полкам. Все игрушки и вещи, которыми пользуется ребенок, должны находиться на уровне его роста, а кровать, стол, стул обязаны отвечать возрастным нормативам.
5. Уместный декор детской комнаты
Традиционно, комнату принято украшать изображениями любимых героев и замысловатой «детской» мебелью. Часто младенческое оформление преследует уже выросших детей, перешагнувших порог подросткового возраста. Как бы мило не выглядели мишки и машинки в интерьере, такие украшения стен, мебели, окон, уместны только в дошкольном возрасте.
Если родители готовы делать ремонт каждые пять лет и менять обстановку – такой декор оправдан. Психологи советуют выбирать более нейтральную обстановку и спокойную цветовую гамму. Гармоничное оформление лучше воздействует на неокрепшую психику, чем возбуждающие яркие акценты, которые традиционно размещают в детской, и ребенок действительно может расслабиться в своем личном пространстве.